фидеизм

фидеизм
        ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides — вера) — направление философской и теологической мысли, утверждающее примат религиозной веры над разумом. Приверженцы Ф. исходят из того, что процесс познания мира не может осуществляться только в рамках науки и философии, он обязательно должен дополняться религиозной верой. Ф. в его крайней форме утверждает, что истина дана полностью в Откровении, после которого человек уже не нуждается в научном и философском познании истины. По мнению фидеистов, изучение природы и общества показывает ограниченность и абсолютную относительность человеческого знания и подтверждает основные посылки религиозной веры. Так, бесконечность познания мира и относительный характер современного научного знания для сторонников Ф. — аргумент в пользу принципиальной ограниченности науки. Без освящающего человеческий разум Откровения человек вообще не способен познать истину, ибо, прежде чем он начал мыслить, Бог через Откровение снабдил его целым комплексом идей — содержанием человеческого мышления. Подобную схему фидеисты применяют и к понятию религиозной веры. Согласно Ф., любые суждения, выработанные на основе религиозной веры, являются лишь символами этой веры, обретаемой до всяких ее понятийных формулировок, теологической рефлексии и исторической обусловленности. Против вульгарного фидеистского противопоставления знания и веры было направлено учение Фомы Аквинского об их гармонии. Согласно Аквинату, наука и философия относительно самостоятельны по отношению к теологии. Философия и теология обладают каждая своим предметом исследования, своими принципами и методами. Вера не должна претендовать на обладание знаниями о мире. Наука о мире, включая и философию — науку о сущности бытия, — строит свои доказательства, опираясь не на высший авторитет, а на разум, поэтому философские проблемы не могут быть решены непосредственно теологическими средствами. В свою очередь, философия не вправе стремиться к тому, чтобы постичь все и на место божественной веры поставить истины разума. Признавая относительную самостоятельность науки и философии по отношению к вере, неотомисты в то же время разработали систему рационального обоснования веры. Отвергая Ф. в его грубой форме, они утверждают, что разум может и должен выполнять служебную роль по отношению к религиозной вере; вовсе не обязательно принижать разум, чтобы освободить место вере, т.к. разум может дать основу для принятия этой веры и даже возвыситься до познания Бога. Идея примата веры над разумом в той или иной мере пронизывает протестантскую и православную гносеологию. Основатель нем. протестантизма М. Лютер, желая освободить христианство от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар Божий, выступил против любых попыток использовать разум для обоснования веры. Критикуя католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, Лютер вообще вынес разум за пределы религиозной веры. В православной философии с ее сильными мистическими и иррационаяистическими тенденциями в течение столетий единственными средствами познания божественной истины признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение (Григорий Палама, Григорий Синаит и др.). Позднее в «метафизике всеединства» B.C. Соловьёва православная гносеология проявилась как «цельное знание», представляющее собой взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) познания. Однако цельное знание, по мнению Соловьёва, предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала; при этом эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается, в конечном счете, мистическим путем. Под Ф. понимается также течение в католицизме, возникшее под названием традиционализма в сер. 19 в. как реакция на рационализм Просвещения. Католический традиционализм как разновидность Ф. считает источником всякого знания непосредственно Откровение Бога людям, передаваемое в непрерывной традиции. Хотя многие положения католического традиционализма 19 в. шли в русле ортодоксального католицизма, он был осужден на I Ватиканском соборе (1869—1870) из-за его глубокого недоверия к человеческому разуму. Ф. в форме католического традиционализма был распространен, главным образом, во Франции и Бельгии, видные его представители — Л. де Бональд (1754—1840) и Ф.Р. де Ламенне (1782—1854). В настоящее время термин «Ф.» в большинстве случаев имеет отрицательный смысл: под ним понимается враждебное отношение к разуму и науке.
        См. также Гармонии веры и разума теория, Двойственной истины теория.
        Ф.Г. Овсиенко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "фидеизм" в других словарях:

  • ФИДЕИЗМ — (фр. fideisme от лат. fides вера) теологическая концепция, утверждающая абсолютный примат религиозной веры над разумом: разум не способен доказать истины религии, а поэтому верующие должны опираться только на веру, которая возникает в религиозном …   Философская энциклопедия

  • фидеизм — а, м. fidéisme m. Идеалистическое направление в буржуазной философии, заменяющее знание верой, подчиняющее науку религии. БАС 1. Субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм (к разновидностям которого относятся теории… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фидеизм — (лат.fides – сенім, наным) – нанымның ақылдан, діни наным актісінде (іс әрекетінде) берілетін аянның, ашудың (откровение) әлем мен адамды рационалды түсінуден басымдылығын бекітетін философиялық ілімдердің жалпы аты. Ең белгілі фидеистік… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Фидеизм —  Фидеизм  ♦ Fidéisme    Учение, особенно религиозное, основанное исключительно на вере (fides) и исключающее рациональное познание. В области религии противостоит рационализму. Церковь традиционно видит в фидеизме две ереси: ни одной веры, ни… …   Философский словарь Спонвиля

  • ФИДЕИЗМ — (от латинского fides вера), религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий (смотри Теизм) …   Современная энциклопедия

  • ФИДЕИЗМ — (от лат. fides вера) религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФИДЕИЗМ — [дэ], фидеизма, мн. нет, муж. (от лат. fides вера) (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания. «Энгельс показал Дюрингу, что отрицание объективной реальности времени и пространства теоретически есть… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФИДЕИЗМ — [дэ ], а, муж. Религиозное учение, ставящее веру над разумом. | прил. фидеистический, ая, ое. Фидеистические взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • фидеизм — сущ., кол во синонимов: 1 • мировоззрение (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ФИДЕИЗМ — (от лат. fides вера) англ. fideism; нем. Fideismus. Утверждение приоритета веры над разумом, божественного откровения над рациональными способами освоения действительности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Фидеизм — (лат. fides – вера) – религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»